Национальные танцы

В 1945 году Илико Сухишвили и Нино Рамишвили основали национальный балет Грузии. Изначально он был назван «Государственный Ансамбль Грузии» и стал первым профессиональным в стране. После, на их примере были основаны многие другие ансамбли. Благодаря Нино Рамишвили и Илико Сухишвили грузинские национальные танцы и музыка стали известны во всем мире. Они стали неразлучными партнерами на сцене и в жизни. Полные решимости Илико и Нино сделали свою мечту реальностью. Их совместная жизнь стала приключением творчества, которая была полностью реализована через новые поколения танцоров. Два часа программы Национального грузинского балета - одна сплошная история, приключения грузинского духа. В программе представленной Сухишвили и Рамишвили произошло много важных преобразований. Структура, архитектоника, отдельные шаги каждого танца были улучшены и изменены. Вектор всех этих преобразований был направлен на внутреннюю цельность. Творческий поиск продолжается ежедневно, и мы видим, как эволюция танцев прогрессирует, от иллюстративного к всеобщему, от конкретики к общему. Танцы в постановке грузинского Национального балета за годы стали традицией. Детские ансамбли, танцевальные кружки, самодеятельные коллективы работают именно по методам Ансамбля Сухишвили. Приключения грузинского духа еще наполнят сердца зрителей необъяснимыми эмоциями, и принесут в мир истории маленького народа, великий трагический артистизм, юмор и темперамент. Грузинский Национальный балет был представлен в мире многих известных импресарио и компаний, выступал в Альберт-Холл, Колизее, Метрополитен-Опера, Нью-Йорк Таймс, и во многих известных местах. В 1967 году их приветствует «Ла Скала» - это первый и единственный раз, когда фольклорному ансамблю была предоставлена возможность там выступить. Занавес поднимали 14 раз, что является рекордом.

 

Илья Сухишвили - родился 17 апреля, 1907 года в Тифлисе – Дата смерти 24 марта 1985
Нино Рамишвили - родилась 19 января, 1910 года в Тифлисе – Дата смерти 6 сентября 2000





Танец «Картули»/ქართული

Свадебный танец «Картули» – по настоящему романтичный танец. Он исполняется танцевальной парой и объединяет мягкость и грациозность женщины и гордость и любовь мужчины. Он показывает, что даже будучи влюбленным, мужчина сохраняет уважение и хорошие манеры, не прикасаясь к женщине и держась от нее на определенной дистанции. Взгляд мужчины всегда обращен на женщину-партнершу, как будто она – единственная в целом мире. Более того, торс мужчины постоянно остается неподвижным. С другой стороны, взор женщины все время потуплен и она скользит по полу как лебедь по гладкой поверхности озера. Величайшее искусство, необходимое, чтобы танцевать «Картули», создало этому танцу репутацию одного из наиболее сложных. Это один из тех танцев, которые не были созданы для сцены, но танцуются в соответствии с очень четкими правилами последовательности и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Он состоит из 5 частей: мужчина приглашает женщину присоединиться к нему, они танцуют вместе, затем – сольный танец мужчины, сольный танец женщины и в заключение они танцуют вместе. Танец выражает рыцарское отношение грузинского мужчины к женщине, который проявляет к ней высшую степень уважения.



Танец «Хоруми»/ხორუმი

Хоруми Военный танец, который происходит из Аджарии — региона, расположенного на юго-западе Грузии. Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако со временем их количество выросло. В современной версии в «Хоруми» могут участвовать 30-40 танцоров. Не смотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец показывает жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют «прелюдию» к танцу, как бы отыскивая место для разбивки лагеря и вражеские лагеря. Затем они «вызывают» армию на «поле битвы». Выход армии — весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и четкость линий создают на сцене атмосферу страха. Танец сочетает в себе темы выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов. В «Хоруми» есть танцевальные движения, имеющие вековую историю. «Хоруми» выражает безграничную силу характера грузин.



Танец «Рачули»/რაჭული

Рачули Перхули - грузинский (рачинский) танец. Рачули халхури роква. Этот танец называют "рачули огро-чогро". Он исполняется в сопрвождении рачинского пения, данный вид танца присущ опять-таки в основном западной Грузии,например, в Сванетии. И называется этот жанр "САПЕРХУЛО", от грузинского слова "пехи" - нога. История происхождения рачинского танца очень противоречива и разнообразна. Есть мнение, что танец идет из рачинской деревни Урави ( отсюда и слова в песне - "...рашовда, чамовиаре Урави, рашовда" ). Некоторые же связывают этот танец с верхне-рачинскими деревнями Сева и Парахети, о которых также упоминается в рачинском попурри. В любом случае, танец полнокровно рачинский. Этот танец не был широко известен публике ни во время легендарного Илико Сухишвили, ни вплоть до 2000-го года. Буквально за последние 7-8 лет появился рачинский танец для широкой аудитории, благодаря известному рачинскому танцору Давиду Схиртладзе из Амбролаурского района, усилиями которого и поставили "рачули", мастерски исполненный народным грузинским ансамблем "Рустави" и его руководителем Придоном Сулаберидзе. С тех пор идут разнообразные вариации этого танца, многие местные тбилисские ансамбли включили в свой репертуар "рачули", в отдельных случаях сильно отличающиеся друг от друга. Характерной чертой этого танца является любимая для всех и легко запоминающаяся мелодия, которую в разных местах Рачи исполняют по-своему.



Танец «Аджарский»/აჭარული

Танец «Ачарули» — также происходит из Аджарии, которой и обязан своим названием. «Ачарули» отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами и игривым настроем, которые создают простые но точные движения танцоров на сцене. Танец характеризуется изящными, лёгким, шаловливым флиртом между мужчинами и женщинами. В отличие от «Картули», отношения между мужчиной и женщиной в «Ачарули» более непринужденные и беспечные.



Танец «Казбегури»/ყაზბეგური

«Казбегури» — танец с севера Грузии, регион, отличающийся разнообразием культур и традиций. Относительно холодный и суровый климат гор отражается в энергичных и строгих движениях «Казбегури». Танец исполняется исключительно мужчинами и демонстрирует выносливость и несгибаемый характер горцев. Это яркий и полный энергии танец, где каждый участник стремится показать себя с лучшей стороны.



Танец «Парца»/ფარცა

Парца (ფარცა) или "Гурули Пэрхули" зачастую называют просто Пэрхули – что значит хоровод. Этот танец происходит из Гурии (региона на юго-западе Грузии). Для этого энергичного танца характерны: быстрый темп, ритм, праздничный настрой и красочность. «Парца» несет веселье и в город, и в деревню, и на сцену. Этот танец создает настроение и наполняет желанием веселиться. Во время исполнения «Парца» танцующий чувствует себя как птица в небе, паря от края до края сцены, едва касаясь пола. «Парца» очаровывает зрителей не только стремительностью и изяществом, но и «живыми башнями». «Парца» — групповой танец, запечатлевший историю Грузии и грузинский дух. Это очень древний танец, популярный на сельских праздниках.



Танец «Мтиулури»/მთიულური

«Мтиулури» берет свои истоки в районе Мтиулети как и «Ханджлури«, «Мтиулури» основан на состязательности. Однако в этом танце соревнование происходит главным образом между двумя группами молодых людей. Это больше походит на прославление ловкости и искусности. Сначала группы состязаются в исполнении сложных движений. Затем мы видим танец девушек, за которым следуют сольные исполнения изумительных трюков на коленях и пальцах ног. В конце все исполняют красивый финал. Движения мужчин резки и стремительны, женщин — энергичны и проворны. Танец напоминает праздник в горах.



Танец «Кинтоури»/კინტოური

Один из городских танцев, иллюстрирующий жизнь горожан старого Тбилиси, столицы Грузии. Название танца происходит от слова «кинто», как в Тбилиси называли мелких уличных торговцев. Одетые в черные одежды и мешковатые штаны кинто обычно на голове разносили свои товары (преимущественно продукты питания) по городу. Когда покупатель выбирал товар, кинто снимал шелковый платок, висящий на его серебряном поясе и заворачивал в него фрукты или овощи, чтобы взвесить. Кинто отличались предприимчивостью, хитростью, проворством, веселостью и непринужденностью. Эти черты кинто наглядно демонстрирует «Кинтоури» — танец легкомысленный и приятный для просмотра. Для него характерны восточные, азиатские ритмы, экстравагантные па, веселые, шаловливые жесты. Этот колоритный танце впечатляет восхитительным сочетанием фарса и виртуозности.



Танец «Сванский»/სვანური

"Сванури" - ритуальный танец во славу бога. "В ритуальных обрядах сохранен культ больших жертвоприношений в честь солнечного бога, олицетворяющие ритуалы божественных эмблем, праздник огня (зимой и весной), что определяло грузинское мифологическое мировоззрение, на которое влиял языческий календарь. Очень часто праздник, начинающийся с колокольного звона, заканчивается звоном кинжалов." Короче говоря, это сваны. Буйные как и мтиулы, но слишком уж высокие горы заморозили сванов. Тут эмоции выражаются все же сдержано. Жители Сванети суровы и грозны.



Танец «Мухамбази»/«Карачохели»/მუხამბაზი/ყარაჩოღელი

Карачохели добропорядочные мастера-ремесленники, пользовавшиеся большим уважением и доверием. Они имели свои объединённые артели (типа братства), именуемые амкарами. Соблюдали свои традиции, законы чести. Одевались в одинаковую форму. На них была неизменная черная чоха, породившая слово «карачохели», т.е. «носящий черную чоху». Под чохой одевался черный атласный ахалухи (рубаха). Широкие черные шаровары были заправлены в остроносые сапоги. На талии красовался отвисающий массивный серебряный пояс с подоткнутым пестрым шелковым платком – багдади. А голову венчала островерхая папаха из шерсти ягненка, под названием «цицака» («перец»), считающаяся символом их достоинства. От слова «багдади» и произошел танец с платком «Багдадури».

Из-за постоянной физической работы карачохели большей частью были плечистыми. Характерной для них была мужественность, они были по-рыцарски благородны, тонко чувствовали поэзию. Такими же они были и в танце «Карачохули», где каждый двигался с гордым взором и с чувством достоинства. Танцевальные движения были соразмерны жизненному укладу карачохели. Они спокойны и степенны. Сама основа танца «Карачохули» - скользящие движения. Известен также их танец – «Мухамбази». Любимыми музыкальными инструментами считались дудуки и зурна. Они предпочитали их, поскольку по тембру и звучанию оба они были близки человеческому голосу и умели тонко передать боль и радость души.

Не покладая рук, карачохели трудились весь день, зарабатывая для семьи и детей. И только к вечеру позволяли себе расслабиться и отдохнуть: вдоволь потанцевать, попеть, или послушать свои любимые баяты в исполнении ашугов, а порой попировать в кругу друзей на плывущих по Куре плотах, освещенных факелами и с зажженными кострами. Там же жарились шашлыки. Маленький невысокий столик служил для трапезы, а на настиле лежали бурдюки с вином.



Танец «Хонга» - Танец «Симд»/ოსური

Хонга - этот танец родом из Осетии. Костюмы для этого танца отличаются длинными рукавами, а также высокими головными уборами как у женщин, так и у мужчин. Хонга мужчины танцуют на пальцах ног, что крайне сложно, но являет собой потрясающее зрелище. Этот танец исполняется небольшим количеством танцоров и отличается грациозностью и мягкостью движений.

«Симди» – свадебный танец. В своей архитектонике он содержит элементы тотемного культа религиозно-социальной системы. По народным мотивам женщина олицетворяет голубя, а мужчина ястреба. «Симди» исполняется большим количеством пар. Его прелесть заключается в строгом графическом построении линии танца, контрасте белых и черных одеяний танцоров, изяществе движений — все это рождает чувство гармонии у зрителя. Без преувеличения можно сказать, что «Симди» являет собой праздник классической простоты и гармонии.



Танец «Абхазский»/აფხაზური

В Абхазском танце, есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские движения и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.



Танец «Лезгинка»/ლეზგინკა

Лезгинка это один из традиционных кавказских танцев. Он является, своего рода, эмблемой, или визитной карточкой любого кавказца.

Лезгинка очень красивый танец, он выражает душу гордых, свободолюбивых, темпераментных, мужественных народов Кавказа. Мелодия танца динамичная с четким ритмом. Характер танца переходит от степенного к энергичному. Танец сочетает грациозные движения, переходящие к сложным техническим трюкам. Танец исполняется по четко заданному рисунку. В лезгинке юноша как бы имитирует полет орла, движения его скользящие летящие. Особенно это заметно, когда юноша встает на носочки и гордо раскидывает руки плавно описывает круги, как будто орел парит в небе.
Лезгинка бывает трех видов: сольная, парная, массовая.



Танец «Хава нагила»/ებრაული

В Израиле на больших концертах или торжественных мероприятиях всегда звучит «Хава Нагила» - мелодия, которая сегодня пользуется огромной популярностью не только среди евреев. Имя создателя данной зажигательной композиции затерялось в далеко прошедших столетиях, поэтому к ней прочно прикрепилось звание «народная». Какова изначальна была эта «песня радости», которой уготована замечательная судьба, сегодня никто не знает, однако сегодня «Хава Нагила» настолько любима еврейским народом, что по всему миру считается его неофициальным гимном.